Любимые мужчины Леси Украинки [+Фото]

24.02.2014

 

 

 

 

 

“Я не всегда понимаю, за что и почему я кого люблю… Не знаю и, скажу правду, знать не стараюсь. Люблю и все. Любовь абсолютной справедливости не знает, но в этом ее высшая справедливость…” – писала Леся Украинка своей сестре Ольге осенью 1902 года.

 

 

Сергей Мержинский

Первой настоящей любовью Леси Украинки называют ее товарища по несчастью, больного чахоткой революционера Сергея Мержинского, (1870-1891), ставшего ее самым близким другом.
...Они познакомились в Ялте в 1897 году, куда приехали на лечение. Двое одиноких людей, одолеваемых тяжёлой болезнью – туберкулезом. Он – скромный молодой мужчина 27 лет, синеглазый, красивый, служащий железных дорог в Минске, демократ, революционер, один из организаторов I съезда РСДРП, большой любитель поэзии.


Она — на год его моложе, хрупкая, худенькая, застенчивая, похожая на совсем юную девушку.

Сергей ей сначала не понравился, но постепенно Лариса Косач прониклась к нему глубоким чувством. В Крыму, а позже в письмах, он ласково называл девушку “Леся-Ларочка” и деликатно оказывал ей знаки внимания.

Как социал-демократ, Сергей Мержинский познакомил Лесю с “Капиталом” Маркса. Ей не понравилось. По тогдашней моде они звали друг друга “товарищами”. Некоторые исследователи считают любовь Леси Украинки к Мержинскому неразделенной и утверждают, что Сергей видел в молодой поэтессе всего лишь друга, товарища и не более того.

…Он умер у нее на руках в Минске от туберкулеза легких. У его смертного ложа Леся написала поэму “Одержимая”.


Леся Украинка у постели умирающего друга. Кадр из кинофильма “Иду к тебе…” 1971 года, реж. Николай Мащенко. На фото Алла Демидова и Николай Олялин.

Леся Украинка до конца своей жизни сохранила любовь к Мержинскому. И даже потом, когда вышла замуж за другого, бесконечно преданного ей Климентия Квитку, она не переставала вспоминать об умершем любимом.

 

Климент Квитка

Спустя шесть лет после смерти Сергея Мержинского, когда Лесе исполнилось тридцать шесть лет, на чтениях литературно-артистического кружка Киевского университета она встретила  студента первокурсника Климента Квитку, музыковеда и страстного собирателя народных песен. Леся Украинка предложила ему записать от нее песни, которые она знала.

Климент Квитка (на фото сверху) со своей семьей

Строгая мать Леси была категорически против связи дочери с новым другом. Она искренне считала, что это мезальянс, что небогатый поклонник из мещан просто хочет нажиться на союзе с обеспеченной Лесей. Но дочь совершила решительный шаг. Она полностью отказалась от родительских денег и ушла к Клименту, чтобы начать с ним новую, самостоятельную жизнь.

Они поженились. Скромный, нежный и терпеливый Квитка доказал своё искреннее чувство к дорогой его сердцу женщине. Он продавал всё нажитое им и таким образом собирал деньги для лечения жены. На вырученные суммы Леся лечилась в Европе у самых лучших докторов, но болезнь продолжала прогрессировать…

Почему Леся Украинка стала женой Квитки, не любив его так сильно, а за Мержинского, к которому питала сильнейшие чувства, замуж не вышла? Леся так и не смогла этого объяснить. “Любовь не знает абсолютной справедливости, — замечала она в письме к своей сестре Ольге, — но в этом и есть её высшая справедливость”.

 

 

Нестор Гамбарашвили

Исследователи утверждают, что молодая Леся Украинка була неравнодушна к Нестору Гамбарашвили (1871-1966) – студенту Киевского университета, квартировавшему у Косачей на ул. Назариевской, 21. 24-летняя Лариса Косач учила его французскому языку, он ее – грузинскому. Нестор подарил барышне старинный кинжал работы дагестанских мастеров. Когда Нестор женился в 1897- году, Леся заметила иронично: “Попался, как жучка, в панскую ручку!”. Но для нее это была  личная драма – мать даже прятала подальше подаренный Нестором кинжал. Лариса написала Нестору множество писем, к сожалению, во время гражданской войны они были безвозвратно утеряны. В 1958 году Нестор Гамбарашвили (тогда старший научный сотрудник Управления заповедников при правительстве Грузинской ССР) побывал в Киеве и плакал над Лесиной могилой.

 

Максим Славинский

Некоторые исследователи называют первой любовью будущей великой поэтессы Максима Славинского (1866-1945) – Лесиного знакомого с 1886 года. Они познакомились в Колодяжном, когда девочке было 15, а Максиму – 18. Они вместе переводили Гейне. Вторая романтическая встреча состоялась в 1892 году. Впоследствие Славинский станет  одним из руководителей Центральной Рады, послом Украинской Народной Республики в Праге. Арестованный чекистами, он умрет в тюрьме.

Максиму Славинскому Леся Украинка посвятила такие шедевры любовной лирики, как “Горить моє серце”, “Стояла я і слухала весну”, “Сон літньої ночі”, “Хотіла б я піснею стати”…

 
Источники: gazeta.ua,
telegrafua.com, photomonster.ru

 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

25 февраля – день рождения Леси Украинки

 

 

, , , , переглядів: 6 618

Кількість коментарів: 2
  1. Комментарий относительно фото” Леся Украинка у постели умирающего друга”. Это кадр из кинофильма “Иду к тебе…” 1971 года, реж.Николай Мащенко. На фото Алла Демидова и Николай Олялин. Уточните. А то молодежь, которая ничего этого не знает и впрямь подумает, что это фото Л.Украинки и С.Мержинского.

Залишити коментар

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *