В ближайшие два месяца вступают в силу два важнейших изменения в осуществлении сделок с недвижимостью. В чем их суть и как они отразятся на продавцах и покупателях?
Изменения с 1 августа 2013:
1 августа вступают в силу новые правила оценивания недвижимости. Услуги по оценке недвижимости смогут предоставлять только оценочные компании, имеющие специальный сертификат субъекта оценочной деятельности.
Получить этот документ сегодня можно только в пяти учебных заведениях Украины, которые не в состоянии подготовить сертифицированных специалистов за такой короткий срок, поскольку соответствующие обучающие курсы и программы были открыты только в начале июля.
Сейчас в Украине работает более 10 тысяч специалистов, а вузы пока что выпустили всего 150 лицензированных оценщиков.
Естественно, это приведет к тому, что лицензированные оценщики будут брать за свои услуги больше денег. Сегодня оценка недвижимости стоит около 400 гривен. Эксперты не исключают, что рост цен в первые дни будет существенным – вплоть до 8 тысяч гривен. Но с появлением все большего количества оценщиков стоимость их услуг будет снижаться.
Нововведения коснутся лишь рынка вторичного жилья. Для тех, кто собирается покупать новую квартиру у застройщика, ничего не изменится. Риелторы объясняют: дело в том, что квартиры в домах, которые не введены в эксплуатацию, в оценке не нуждаются.
Если вам понадобится осуществить сделку срочно в августе, то придется собрать пакет документов, обратившись к оценщику, который уже имеет сертификат cубъекта оценочной деятельности. Их полный список будет опубликован на сайте Фонда государственного имущества Украины spfu.gov.ua — раздел “Оценка имущества: реестр оценщиков”. После того как вы получите на руки документ об оценке вашей недвижимости,, можете идти с покупателем к нотариусу.
Изменения с 1 сентября 2013:
Вступает в силу норма о запрете оплаты наличными покупок свыше 150 тысяч гривен. То есть, если вы покупаете объект дороже (примерно 19 тыс. долларов), то должны это делать только в гривне и через банковские счета.
Эксперты констатируют: пока что около 90% сделок проходит в наличной форме, а платежи осуществляются не гривне, а в долларах США или евро.
Для тех, кто покупает жилье в недостроенном доме, практически ничего не изменится. Дело в том, что строительные компании получают деньги от покупателей по безналичному расчету. Даже если клиент приходит с наличными, то он их все равно вносит в кассу банка, а тот уже переводит деньги застройщику. При этом там платеж часто разбит на более мелкие взносы, и покупатель может платить суммы, которые меньше верхней планки.
В то же время большинство сделок на вторичном рынке будет осуществляться через банки – ведь, по оценкам специалистов, около 2/3 всех сделок с недвижимостью приходятся на суммы выше 150 тысяч гривен. К примеру, в крупных городах даже однокомнатные квартиры уже давно предлагают за сумму, гораздо превышающую 20 тысяч долларов.
Нацбанк ограничил расчет наличными до 150 тысяч гривен
Итак, с 1 сентября сделка будет выглядеть следующим образом.
– Перед походом к нотариусу между покупателем, продавцом и банком заключается трехсторонний договор, по которому деньги перечисляются со счета покупателя на счет продавца при выполнении определенных условий и при предъявлении определенных документов, — говорит банковский юрист Михаил Юмашев. – Например, это может быть нотариально заверенная копия договора купли-продажи, которую получает продавец в момент заключения сделки.
Еще один вариант – сделка может проходить при участии нотариуса. То есть покупатель перечисляет деньги на счет нотариуса, а тот уже после оформления документов перечисляет деньги продавцу. Или же нотариус приезжает в банк, где и удостоверяет сделку.
При этом, как говорят эксперты, основные расходы продавца будут заключаться в обналичивании средств, которые он получил от покупателя.
Сейчас банковская комиссия по таким операциям составляет от 0,5 до 1,5% от суммы. А из-за того, что большинство покупателей и продавцов недвижимости хранят средства в иностранной валюте, прибавьте сюда еще разницу между ее ценой покупки и продажи. То есть покупатель вначале продает необходимую сумму в долларах, меняя ее на гривны, переводит средства продавцу, а тот уже обналичивает деньги и покупает на них валюту. При этом перевод средств внутри банков чаще всего стоит чисто символический фиксированный тариф (например, 50 копеек) вне зависимости от суммы перевода.
Список документов:
– Правоустанавливающий документ, подтверждающий право собственности на объект недвижимости;
– технический паспорт объекта недвижимости, куда и вписывается оценочная стоимость;
– оценка недвижимости;
– извлечение из Реестра прав собственности на недвижимое имущество;
– справка об отсутствии налогового залога;
– справка об отсутствии запретов на отчуждение;
– паспорта и идентификационные коды всех собственников недвижимости, супруга или супруги собственника, если продавец состоит в браке;
– свидетельство о регистрации брака продавца;
– заявление супруга о согласии на отчуждение объекта недвижимости, находящегося в совместной собственности;
– свидетельства о рождении детей, если дети являются собственниками;
– разрешение органов опеки и попечительства на отчуждение объекта недвижимости в интересах несовершеннолетних детей или недееспособных граждан.
Расходы продавца:
Открытие счета – 5-10 грн.
Обналичивание средств – 0,5-1,5%
Обмен валюты на гривну – 0,5%
Итого: 1-2% + 10 грн.
Расходы покупателя:
Обмен валюты на гривну – 0,5%
Открытие счета – 5-10 гривен
Банковский перевод – 50 копеек
Итого: 0,5% +10 грн.
Как мы сообщали, Верховная Рада освободила украинцев от уплаты налога на недвижимость в 2013 году.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Перепланировку квартир можно будет делать без разрешений
Верховная Рада освободила физлиц от уплаты налога на недвижимость
27.07.2013