На фото: бронированный трактор Strasko
Вот уже почти 100 лет инженерная мысль, подстегнутая суровой военной необходимостью, время от времени превращает мирных тружеников полей в серьезные боевые машины. Бронированные тракторы выпускают и в промышленных масштабах, и в единичных экземплярах. При этом умело изготовленный бронетрактор мало чем уступает специальным бронетранспортерам. AgroPravda.com решила обратиться к истории.
Бронированные тракторы появились одновременно с танками – в 1915 году. Первый бронетрактор сконструировал французский инженер Жорж Фильц. Причина возникновения бронетракторов – низкая проходимость бронеавтомобилей. И их тут же начали использовать в военных действиях на фронтах Первой мировой и гражданской воен. К примеру, в бронечастях «белой армии» в феврале 1919 года в Новороссийске было собрано несколько бронетракторов на базе американских Visconsin.
В СССР бронетракторы конструировал ленинградский завод «Большевик». Самоходная установка СУ-2 (1931 г.) базировалась на тракторе «Коммунар 9ГУ» и была оснащена 76-мм орудием. На испытаниях машина с экипажем из пяти человек проехала более 30 км, сделала ряд выстрелов, в том числе и на ходу. Но проект неожиданно свернули, как и второй проект – СУ-5.
Самый знаменитый советский «танкотрактор» НИ-1 появился в Одессе летом 1941 года. Одесский машиностроительный завод им. Январского восстания при помощи ряда других предприятий переоборудовал 60 тракторов СТЗ-НАТИ в броневики. Сельскохозмашины были обшиты легкой броней толщиной 10-20 мм или просто стальными листами с судоремонтного завода. На некоторые из них установили башни от поврежденных и подбитых танков Т-26 1930-х годов выпуска. На бронетракторы были установлены мелкокалиберные орудия и пулеметы. В атаку бронированные тракторы шли задним ходом, потому что самым уязвимым их местом были передние скаты гусениц.
Трактор получил название НИ-1 («На испуг»)
Бронированную тракторную технику в начале войны выпускал и Харьковский тракторный завод (ХТЗ). В 1941 году за основу бронетрактора взяли машину Сталинградского тракторного завода СТЗ-3. Новые бронетрактора получили индекс ХТЗ-16 и представляли собой полноценные боевые агрегаты, способные отразить атаку противника.
До начала эвакуации ХТЗ успел выпустить около 50 машин, хотя изначально на СТЗ и ХТЗ планировали собрать 800 тракторов. Полсотни ХТЗ-16 принимали участие в боях за Харьков. Кроме Одессы и Харькова, бронетракторы (правда, выпущенные в 1-2 экземплярах) воевали в Ленинграде.
Экземпляр бронетрактора ХТЗ-16 в Национальном музее истории Великой Отечественной войны 1941—1945 гг в Киеве
Бронированные тракторы создавались и после Второй мировой войны. Особенно если возникала острая необходимость в бронетехнике, но было невозможно либо сложно наладить производство или поставку полноценных гусеничных боевых машин. Во время войны в Хорватии (1991-1995 гг.) риекский завод Torpedo на базе колесного сельскохозяйственного трактора бронированный трактор Strasko. Этот бронетрактор, выпущенный малой серией, отличается хорошо продуманной конструкцией и качеством изготовления. Strasko – полноценная боевая машина, по характеристикам сопоставимая с бронетранспортерами специальной постройки.
Бронированный трактор Strasko
Такие машины и сегодня можно встретить в Судане, Венесуэле, Камбодже и других стран. И эта ветвь военной техники вряд ли когда-нибудь отомрет – тракторов ведь всегда больше, чем бронетранспортеров и танков. Также, как и сугубо мирных людей, готовых защищать свою Родину.
Источник: АгроПравда