Сталинград ХХI века. На волнах исторической памяти

09.10.2013

  Интересная история произошла со мной недавно во Франции. Будучи в Париже, я поехал на набережную Сены с целью найти и сфотографировать открытый в 2011 году памятник воинам Русского экспедиционного корпуса.

 

  Зная, где он приблизительно находится, я подошел к полицейскому и спросил дословно следующее: где здесь памятник российским воинам, которые сражались за Францию в Первой мировой войне? Полицейский подумал и ответил: да, действительно, там есть памятники Сталину и Ленину, а пройдя немного дальше – найдёте тот памятник, о котором вы говорите.

 

  Конечно, я нашел искомый объект – но мне интересно было увидеть памятник Сталину! Как оказалось, это был Черчилль! Правда, весьма напоминающий – шинель, фуражка, габариты – Сталина, что, видать, и сказалось на восприятии полицейского. Я уже не стал искать, кого он принял за Ленина, но всё это привело меня к размышлениям на тему исторического восприятия и ещё глубже – исторической памяти.

 

1

  Интересно, что Ленин во Франции таки есть – правда, не в Париже, а в Монпелье. Памятник ему был установлен в 2010 году, когда губернатору региона Лангедок-Руссильон Жоржу Фрешу пришла в голову мысль увековечить в камне образы выдающихся политических деятелей ХХ века. На сегодняшний день в Монпелье уже стоят памятники Ленину, Черчиллю, Шарлю де Голлю, Франклину Рузвельту и Жану Жоресу, планировалось установить еще – Махатме Ганди, Голде Меир, Гамалю Абделю Насеру, Нельсону Манделе и Мао Цзедуну.

 

  Но вот группа евро-парламентариев обращается к руководству города Монпелье с просьбой (?) убрать памятник Ленину и отказаться от планов в отношении Мао Цзедуна. Я вовсе не являюсь сторонником всех без исключения идей и действий Ленина, и уж тем более Мао, но столь выборочное негативное отношение именно к этим деятелям заставляет задуматься.

 

  Характерно, что во главе неформальной группы евро-подписантов мы находим представителей прибалтийских государств – некую Сандру Кальнете от Латвии и бывшего президента Литвы Ландсбергиса. Последний, в частности, заявил: «Местный политический деятель левого толка предложил установить памятники самым известным деятелям прошлого века, в их числе оказались и такие, как Ленин и Мао Цзедун. Если уж так, в прошлом веке была и еще одна такая очень известная фигура, Гитлер». – И здесь, что ни слово, то лукавство!

 

  Во-первых, троих из тех пяти, кому уже установлены памятники, назвать деятелями «левого толка» может, наверно, только Ландсбергис. Я понимаю, что так он назвал губернатора Фреша, но где же логика? Если это предвзятое продвижение именно «левой» идеи, то при чем здесь Черчилль, Рузвельт и де Голль? А если вся политическая палитра – от правых до левых – выдержана, зачем тогда акцентировать внимание на партийной принадлежности губернатора?

 

  Во-вторых, если Ленин – фигура, я согласен, неоднозначная, то разве однозначными являются те же Рузвельт с Черчиллем или, например… Наполеон? А между тем предпоследнему французскому императору честь во Франции отдаётся повсеместно. Так может Лансбергис попросит и памятники Наполеону демонтировать?

 

  И, наконец, в-третьих. Помимо фигур неоднозначных, есть в истории и вполне однозначные – и это в первую очередь упомянутый литовским экс-президентом Гитлер. Покуда итоги Нюрнбергского процесса не отменены (надеюсь, что такого и не произойдёт!), фигура эта – воплощение зла не относительного, но абсолютного. Но вот что самое интересное: именно в странах Прибалтики на государственном уровне проводится ныне политика реабилитации сотрудничавших с Гитлером местных коллаборационистов, выступавших под знаком СС. Это, что называется, чья б корова мычала…




2

  Что же до Сталина… памятников во Франции ему нет, но есть нечто гораздо большее. В частности, площадь, бульвар и станция метро в Париже носят название – СТАЛИНГРАД. В честь той битвы, в которой решилась судьба всего человечества. А для французов она ещё важна тем, что под Сталинградом были разбиты те, кто несколькими годами ранее… Да, а что было несколькими годами ранее? Мало кто помнит об этом, а между тем паук истории ткёт непрерывную нить, и события на ней неразрывно связаны друг с другом. Так что же произошло двумя годами ранее Сталинграда? Обращаемся к летописи и находим массу интересного:

 

  …17 июня 1940 года французское правительство отклонило предложение премьер-министра Великобритании Уинстона Черчилля о вхождении Франции в состав Британской империи на правах доминиона. 22 июня в Компьенском лесу, в том же вагоне, в котором было подписано перемирие 1918 года, на встрече Гитлера и генерала Юнцигера был подписан акт о капитуляции (Компьенское перемирие 1940 года).

 

  Согласно условиям капитуляции, 3/5 территории Франции были отданы под контроль Германии. Французские войска были разоружены, а содержать немецкие оккупационные войска должны были сами же французы. Италия получала территорию площадью в 832 кв. км. Французский флот (7 линкоров, 18 крейсеров, 48 эсминцев, 71 подводная лодка и другие суда) должен был быть разоружён под контролем Германии и Италии.

 

  Французская армия в результате войны потеряла 84 000 человек убитыми и более миллиона пленными. ВВС и танковые силы были частично уничтожены, частично встали на вооружение вермахта.


   И что самое интересное:

  Несмотря на военную мощь Франции, поражение этой страны было настолько внезапным и полным, что не поддавалось никакому рациональному объяснению. Из-за опасения, что весь французский флот может попасть под контроль Германии и Италии, 3 июля 1940 года британские военно-морские силы и авиация в рамках операции «Катапульта» наносят удар по французским кораблям в Мерс-эль-Кебире. К концу июля британцы уничтожают или нейтрализуют почти весь французский флот.

 

  Итого, что же видим? А то, что под Сталинградом решалась судьба не только России, но и Франции – и была таки спасена если не честь её, то в любом случае жизнь. Не много не мало.

 

  И потому нет ничего удивительного, что именно это название оказалось увековеченным в памяти французов, да и не только французов. Итак…


Сталинградская площадь, Париж.

Находится в 19-м округе Парижа. Называется так с 1946 года в честь Сталинградской битвы. Расположена на перекрестке улиц Секретан и Жан Жорэс, проходит по набережным Луары и Сены.

 

Станция метро «Сталинград», Париж.

Станция Парижского метрополитена на границе 10-го и 19-го округов столицы, на пересечении линий 2, 5 и 7. Первоначально станция носила название «Рю-д’Обервилье», а 10 февраля 1946 года была переименована в «Сталинград». Название «Сталинград» носят все три станции 2, 5 и 7 линии метро.


Проспект Сталинграда в Брюсселе, Бельгия.

Stalingrad Avenue, или проспект Сталинграда, находится в юго-западной части Брюсселя. Проспект назван в честь победы советских войск под Сталинградом. Здесь, в двух километрах от центра города, находится первоклассный четырехзвездочный отель Floris Stalingrad, а также кафе с названием «Сталинград».

 

Брокант Сталинград, Лион.

Brocante Stalingrad – третий в Европе по размеру антикварный рынок.

Но и это далеко не всё! Потому как есть ещё:


Улица «Сталинград», г. Сен-Назер, Франция

 

Сталинградская улица, г. Эрмон, Франция

 

Улица Сталинградской битвы (Rue de la Bataille-de-Stalingrad), г. Нант, Франция

 

Улица «Сталинград», г. Шавиль, Франция

 

Сталинградская улица, Канны, Франция

 

Улица Сталинград (Rue de Stalingrad), гг. Гренобль, Лимож, Мюлуз, Сартрувиль, Тулуза, Франция

 

Улица «Сталинград» (Via Stalingrado), г. Милан, Италия

 

Улица «Сталинград», г. Болонья, Италия

 

Дорога, шоссе Сталин (Stalin Road), г. Колчестер (Colchester), Великобритания.

 

Улица Сталина (Stalin Street), г. Амбатур (Ambattur), Индия.

 

Улица Сталина (Stalin Street), шт. Тамил-Наду (Tamil Nadu), Индия

 

Сталинградский проспект, г. Антони, Франция

 

Сталинградский проспект, г. Коломб, Франция

 

Проспект Сталина (Stalin Avenue), г. Чатем (Chatham), Великобритания

 

Сталинградская площадь (Place Stalingrad), г. Пюто (пригород Парижа), Франция

 

Сталинградская площадь (Place Stalingrad), г. Бордо, Франция

 

Аллея Сталинград (Allee de Stalingrad), г. Париж, Франция.

 

Сталинградский бульвар, г. Сент-Этьен, Франция

 

Бульвар Сталинград (Boulevard de Stalingrad), г. Лион, Франция

 

Бульвар Сталинград (Boulevard de Stalingrad), г. Ницца, Франция

 

Парк «Сталинград», г. Сен-Дени, Франция

 

Сквер имени Сталинграда, Марсель, Франция

 

Отель «Флорис Сталинград», Брюссель, Бельгия

 

Сталинградская набережная, г. Иси-ле-Мулино, Франция

 

Сталинградская набережная, Тулон, Франция





3

  Ну а дальше историческая память ведёт нас к тому самому памятнику, с которого мы и начали свой вояж – монументу, посвящённому бойцам Русского экспедиционного корпуса. И если Сталинград мы ещё хорошо помним, то события Первой мировой – в силу идеологических причин остались как бы за кадром. Посему насущная наша задача – в полном объёме восстановить в исторической памяти, как сказал поэт, дела давно минувших дней, преданья старины глубокой…

 

  И надо сказать, что дела эти весьма достойны памяти. Ведь не кому-нибудь, а главнокомандующему французскими, а затем и союзными войсками в Первой мировой маршалу Фошу принадлежат слова: «Если Франция и не была стерта с карты Европы, то в первую очередь благодаря мужеству русских солдат». – Да, именно так, и речь сейчас не о Второй мировой, а о Первой!

 

  В конце 1915 года приехавшая в Россию французская делегация попросила о союзнической помощи. По повелению императора Николая II были сформированы четыре русских отдельных бригады, по два полка каждая, общей численностью в 750 офицеров и 45 000 солдат и унтер-офицеров. В 1916 году 1-я и 3-я бригады были отправлены на Западный фронт, в Шампань, 2-я и 4-я – на Салоникский фронт, в Македонию.

 

  На Западном фронте Русский экспедиционный корпус принимал участие в общем наступлении 6-й Французской армии, которое закончилось неудачей, но характерно, что главный и почти единственный успех в грандиозном Энском сражении был в секторе 7-го корпуса, куда входили обе русские особые бригады.

 

  В 1917 году в связи с революцией в России и общим хаосом в войсках Русский экспедиционный корпус был расформирован. Однако из сохранивших боевой дух волонтеров в конце концов был сформирован Русский легион, который был включен в состав Марокканской ударной дивизии, считавшейся лучшей дивизией Франции. И вот в книге «Страницы Славы Марокканской Дивизии» в описании одного из боев читаем:

 

  «В наиболее критический момент, когда вся наша атакующая пехота казалась прикованной, вросшей в землю, вдруг, внезапно, на равнине появляется небольшая часть, как бы восставшая из ничего! Она смело бросается вперед между зуавами и нашими стрелками, со штыками, устремленными на неприятеля, и, не обращая внимания на пули и град снарядов, наносящие им страшные потери, с офицерами во главе прорывает первый ряд неприятельских укреплений и отбрасывает его с дороги, ведущей к Памятнику. Кто же эти бесстрашные храбрецы, кричащие что-то на непонятном языке, и которым, – невероятная вещь, – удалось пройти через пространство смерти, остановившее наших стрелков и зуавов?! Это были РУССКИЕ Марокканской Дивизии! Слава им и вечная память как павшим в этом бою, так и оставшимся в живых…»

 

  И эта слава сопровождала русских воинов вплоть до окончания войны, о чём свидетельствует полученное от французской прессы название – «Русский легион чести». Но как сказал поэт, плохая им досталась доля: не многие вернулись с поля… – в последнем своём бою Русский легион потерял 85% личного состава и почти всех офицеров. Вот так, сражаясь за чужую страну, остались они лежать вдали от Родины. «Когда враг будет побеждён и вы сможете свободно собирать цветы на этих полях, вспоминайте ваших русских друзей и приносите им цветы…» – читаем надпись на памятнике погибшим на кладбище в Мормилоне.

 

  А 21 июня 2011 года в Париже на набережной Сены рядом с мостом Александра III и выставочным дворцом «Гран-Пале» был торжественно открыт памятник воинам Русского экспедиционного корпуса работы скульптора Владимира Суровцева.


  P.S. В прошлом году этот замечательный памятник был осквернен: залит ярко-ядовитыми разноцветными красками, на головы как воину, так и коню нахлобучены т. н. балаклавы, а на постаменте подпись: FREE PUSSY RIOT. Вот и подумалось: на одной чаше весов – историческая память, мужество и героизм, на другой – тотальное разрушение всех устоев и традиций. И какая же чаша перевесит в этом главном сражении наших дней – Сталинграде XXI века?


  Михаил Кириллов,

  Председатель Русского культурного центра Ровенской области

 

 

margin-bottom: 0cm; text-align: justify;/span

, , , , , , переглядів: 1 388

Залишити коментар

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *