Тарас Шевченко и женщины. Часть 2

09.03.2013

 Т. Шевченко. Автопортрет. 1847 г.

 

Вернувшись из ссылки в Петербург, 46-летний Шевченко мечтал уехать в Украину, купить участок земли возле Канева, построить дом с чуланом-мастерской и жить вместе с молодой, красивой, верной женой «из простых».  

 

           Солдатчина. Анна Ускова

  Бытует мнение, что в ссылку в Оренбургскую губернию Шевченко попал из-за того, что… обидел женщину. К тому же саму императрицу. Именно ей достался знаменитый портрет Жуковского кисти Брюллова, благодаря которому Шевченко выкупили их крепостной неволи. В скандальной в то время поэме “Сон” Тарас позволил себе сравнить императрицу Александру с засушенным опенком, мол, такая она “тонкая, длинноногая”. И оскорбленный таким сравнением российский император строго наказал поэта.

  Десять лет солдатского быта окончательно искалечили личную жизнь поэта. Вместо изысканного общества компании пьяных офицеров, вместо красивых барышень грязные казашки…

  Возвышенным, чистым, платоническим чувством называл Шевченко свою любовь к жене коменданта Новопетровской крепости Ускова Анне Емельяновне. К сожалению, грязные сплетни прервали их дружеские беседы, но Ускова на долгие годы осталась искренним другом Шевченко.

 

           Т.Шевченко. Портрет А. Е. Усковой. 1853-1854 г.

 

           Мечты о молоденькой жене

  Шевченко шел уже сорок четвёртый год, когда новый император подписал указ о помиловании, а он уже чувствовал очень стариком. Тарас Григорьевич к тому же отпустил себе лохматую бороду, с которой действительно напоминал старика. Но, как это бывает, мечтал о молоденькой жене, «из простых», рядом с которой хотел вернуть свою былую молодость.

  Возвращаясь в Петербург, Шевченко оставался под пилицейским надзором и на несколько месяцев «завис» в Нижнем Новгороде. И здесь вполне почувствовал свою популярность. Женщины из местного бомонда наперебой заказывали ему свои портреты, а художник оценивал их придирчивым глазом.

  И жаждущий любви поэт нашел в Нижнем Новгороде девушку своей мечты. Впервые он увидел ее на театральной сцене 13 октября 1857. 16-летняя начинающая актриса Катя Пиунова казалась ему идеалом женской красоты.

  Портрет актрисы Кати Пиуновой

  Ради ее театральной карьеры он вызвал в Нижний знаменитого актера Михаила Щепкина, и тот в течение трех дней играл в спектаклях вместе с ней. О ее актерской игре Шевченко написал восторженную заметку в местную газету, которую впоследствии перепечатала московская пресса. Он упросил директора Харьковского театра согласиться на условия актрисы и зачислить ее в свою труппу

  Но молодая актриса оказалась слишком неблагодарной, а может, просто не решилась связать свою жизнь с модным, но скандально известным художником, который почти на тридцать лет был старше ее. В конце концов она уехала в Казань с 25-летним актером Максимилианом Шмидтгофом и вышла за него замуж.

  Пережив горечь неразделенной любви, 46-летний Шевченко продолжал поиски молодой невесты в Петербурге. Он мечтал купить участок земли возле Канева, построить дом с чуланом-мастерской и жить вместе с верной женой.

  Во время одного из визитов к своему доброму другу, известному ученому, первому ректору Киевского университета Михаилу Максимовичу Шевченко  бул очарован  его молоденькой женой Марией. В течение двух недель пребывания в Москве в марте 1857 г. он неоднократно виделись. Именно ей поэт подарил автограф стихотворения “Садок вишневий коло хати…” А 22 июня 1859 года Шевченко написал удивительный портрет Мирии Максимович. Именно такой хотел бы видеть свою избранницу-жену.

  Т. Шевченко. Портрет М. Максимович. 22 июня 1859 г.  

  Кстати, одной из претенденток на брак с поэтом была служанка его троюродного брата Варфоломея, Харита Довгополенко. Но 19-летняя крестьянка посчитала Тараса слишком большим господином и потому не согласилась на брак. И вышла замуж за молодого писаря.

 

          Последняя любовь. Лукерья Полусмак

  Последней любовью поэта была еще одна молоденькая, 19-летняя крепостная – Лукерья Полусмак (Ликера Полусмакова), белошвейка, батрачившая в Петербурге.

Т. Шевченко. Ликера Полусмакова. Уголь. 1860 г.  

  Простоватую девушку Тарас Григорьевич соблазнял дорогими подарками. Он выкупил крепостную на волю, нанял квартиру для своей юной невесты. Шевченко накупил ей к свадьбе сукна, шляпок, туфель, колец, белья, серег с медальонами, кораллов и даже Евангелие в белой оправе с золотыми краями. Лишь за один день (3 сентября 1860 года) он потратил на презенты более 180 рублей! Но плутовка не захотела оставлять столичной жизни и переезжать в Украину, чтобы жить в деревне. Она бросила поэта и вышла замуж за парикмахера Яковлева.

 Лишь в 1904 году, после смерти своего мужа-пьяницы, Лукерья Яковлева-Полусмак, оставив детей в Петербурге, приехала в Канев и каждый день приходила на могилу Шевченко.

 Посещая мемориал, в книге отзывов однажды, много лет спустя, она оставит отчаянную запись: “мая 1905 года приехала твоя Ликера, твоя любимая, мой друг. Посмотри, посмотри на меня, как я каюсь… ” Но было уже поздно…

 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

 

Тарас Шевченко и женщины. Часть 1 

 

Источники: docme.ru, biblio.lib.kherson.ua, malakava.com

 Фото: Нежные женщины Тараса

 

, , , , , , переглядів: 2 792

Залишити коментар

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *